в ,

Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков и биатлонистов: Часть 1

Олимпиада в Сочи. Лыжи. ХХII Зимние олимпийские игры. 13 февраля 2014 года. Биатлон. Лыжно-биатлонный центр "Лаура". Индивидуальная гонка на 20 км у мужчин. Николай Лопухов Фото - Федор Успенский, "СЭ"
[Всего голосов: 1 Средний: 5/5]

Это хорошо, когда такие известные люди делятся своим опытом работы и информацией. Предлагаю вашему вниманию взгляд на тренировочный процесс опытного тренера Николая Петровича Лопухова.

Fun itọkasi: Николай Петрович Лопухов (род. 28 февраля 1945 года, Затонск) советский и российский тренер по лыжным гонкам и биатлону. Заслуженный тренер СССР.

В 1990-е годы стал тренером женской сборной команды России по лыжным гонкам, затем работал с мужским составом. Два года по контракту работал с лыжниками в Южной Корее.

После возвращения в Россию некоторое время работал детским тренером в ДЮСШ города Одинцово, затем возглавлял мужскую и женскую юниорскую сборные России, работал с основным составом женской команды. С 2006 по 2008 год был старшим тренером мужской сборной России по лыжным гонкам в спринте.

С 2011 по 2012 год работал тренером по функциональной подготовке мужской сборной России по биатлону, затем с 2012 по 2014 год — старшим тренером.

В 2014 году был членом экспертного совета Министерства спорта РФ по зимним видам спорта. Работал тренером в ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» и ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта.

В сезоне 2017/18 стал тренером мужской сборной Белоруссии по биатлону.

Awọn abajade ti o ga julọ laarin awọn ọmọ-iwe rẹ ni a ṣe:

  • Любовь Егорова — шестикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994), трёхкратная чемпионка мира.
  • Лариса Лазутина (Птицына) — пятикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994, 1998), одиннадцатикратная чемпионка мира.
  • Нина Гаврылюк — трёхкратная олимпийская чемпионка (1988, 1994, 1998), шестикратная чемпионка мира.
  • Наталья Фрей (Фурлетова) — двукратная чемпионка Универсиады 1985 года, серебряный призёр чемпионата мира 1996 года.
  • Максим Цветков — чемпион мира 2017 года, чемпион Европы 2014 года.

Так что опыта работы со спортсменами самого высокого класса ему не занимать. Вот его взгляды на подготовку.

Обзор и анализ развития специальной выносливости, силовой подготовки и совершенствования техники лыжных ходов лыжников-гонщиков и биатлонистов.

Совершенствование системы воспитания специальной выносливости имеет важнейшее значение для повышения уровня мастерства спортсменов во многих видах спорта.

Специальная выносливость — способность спортсмена выполнять специфическую нагрузку в течении времени, обусловленного соревновательными дистанциями в лыжных гонках и биатлоне. Основным условием ее воспитания является объем выполняемой тренировочной нагрузки различной интенсивности. Иными словами, рост специальной выносливости зависит от оптимального соотношения между общим объемом нагрузки в основных средствах подготовки и объемом скоростной работы.

Интенсивность тренировочной нагрузки, проявляется в реакции организма на выполняемую работу. Далее Николай Петрович указывает конкретные пульсовые режимы. Для тех, у кого нет возможности контролировать ЧСС ПАНО в лабораторных условиях и уровень лактата, попробую перевести эти цифры в проценты от ЧСС максимального.

1-я зона: Аэробно-восстановительная: ЧСС — до 140 уд/мин. Лактат — до 2 ммоль (прим.автора: ЧСС 65-75% от максимального значения). Упражнения в этой зоне нагрузки применяются для активного отдыха, оздоровления, разучивания отдельных элементов техники лыжных ходов и техники стрельбы. Удельный вес в годичном цикле составляет 15-25% от общего объема.

2-я зона: Аэробно-тренирующая: ЧСС — аэробный порог 150+5уд/мин. Лактат 2,5-3,5 ммоль (прим.автора: ЧСС 76-85% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие общей (базовой) выносливости, на развитие аэробных (дыхательных) механизмов энергообеспечения. Продолжительность одноразовой работы от 3 и более часов. Удельный вес в годичном цикле составляет 40-50% от общего объема.

3-А зона: Смешанная зона с аэробной направленностью: ЧСС — анаэробный порог 170+ 5 уд/мин. Лактат 4-6 ммоль (прим.автора: ЧСС 86-92% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие функциональных основ специальной выносливости. Продолжительность одноразовой работы 1-1.30час. Объем нагрузки данной интенсивности составляет 15-25% от общего объема циклической нагрузки.

3-В зона: Смешанная зона с анаэробной направленностью: ЧСС — анаэробный порог +10 ударов пульса 180+5 уд/мин. Лактат 6-8 ммоль (прим.автора: ЧСС 92-94% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие специальной скоростной выносливости. Продолжительность одноразовой работы от 30 мин до 1 часа. Объем нагрузки данной интенсивности составляет 5-10% от общего объема циклической нагрузки.

4-ая зона: Анаэробно тренирующая: ЧСС более 180 уд/мин. Лактат свыше 8 ммоль (прим.автора: ЧСС более 94% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие скоростных возможностей. Продолжительность одноразовой работы 20-30мин. Объем нагрузки данной интенсивности составляет до 5% от общего объема циклической нагрузки.

Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой многокомпонентное понятие, ибо уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов. К числу основных относятся:

  • Общая выносливость;
  • Скоростные возможности;
  • Продуктивность технического мастерства;
  • Подготовленность опорно-двигательного аппарата и другие.

Анализ литературных источников показывает, что в спортивной педагогике нет единства мнений по вопросу оптимальных границ скорости выполнения тренировочных упражнений при совершенствовании специальной выносливости спортсмена. Однако большинство авторов подчеркивает только один признак, а именно: целесообразную степень повышения средней соревновательной скорости. Для развития специальной выносливости применяются равномерный, переменный, интервальный, повторный методы, различные их сочетания, а также соревновательный метод. Понятно, что на различных этапах и в разные периоды подготовки соотношение методов, их удельный вес, изменяются в зависимости от направленности тренировочного процесса. Но выбор методов всегда подчиняется решению оной из главных задач — достижению высокого уровня развития специальной выносливости.

В процессе многолетней и круглогодичной подготовки спортсмена, в зависимости его индивидуальных особенностей развития и специальной подготовленности, может иметь место как узко направленное использование методов и средств тренировок, так и широкая их вариативность, обеспечивающая разностороннее воздействие.

В процессе воспитания специальной выносливости необходимо добиться повышения способности спортсмена справляться с нагрузкой высокой интенсивности в условиях изменения постоянства внутренней среды организма (фаза «скрытого утомления»). Таким образом, методика воспитания спец. выносливости спортсмена должна быть направлена на:

  • Развитие способностей во время соревнований выполнять интенсивные нагрузки, удлиняя при этом фазу «скрытого утомления», для чего в подготовке предусматривается тренировочная работа на фоне текущего утомления;
  • Выработку умения пользоваться широкой вариативностью скоростей передвижения в процессе спортивной борьбы;
  • Постоянное повышение уровня развития основных компонентов специальной выносливости при их оптимальном сочетании;
  • Достижение необходимой экономизации в специфической мышечной работе;
  • Сохранение устойчивого психологического состояния биатлониста.

В последнее время все большее внимание привлекает точка зрения, согласно которой высокая работоспособность спортсмена определяется специфическими внутримышечными изменениями, значительным увеличением общей массы митохондрий ( внутриклеточные структуры, органеллы клетки, имеющие сложные внутренние строения, их основное назначение — образование молекул АТФ при окислении) в работающих мышцах и повышении способности мышц использовать поступающий с кровью кислород для синтеза АТФ.

Характерной особенностью ориентации процесса воспитания специальной выносливости у спортсменов высокой квалификации является повышение эффективности реализации имеющихся возможностей и постоянный их рост.

Годичный макроцикл подготовки разбит на определенные этапы и мезоциклы. Ниже остановимся на построении мезоциклов и микроциклов по развитию специальной выносливости в подготовительном периоде (июнь-июль-август), из опыта подготовки высококлассных спортсменов Лазутиной Л., Егоровой Л., Резцовой А., Гаврилюк Н., Ботвинова М., Прокуророва А., а также экспериментальной команды по биатлону г.Москвы-Сочи 2014г.(Лапшин Т., ДюжевД., Цветков М., Чернышов А.,Корнев А., Слепов А., Абрамова О.)

В основе системы подготовки лежит биологически обоснованная система спортивной тренировки ( БОССТ, автор д.м.н. Ю.П.Сергеев).

Ниже опишем схему мезоцикла:

В конце учебно-тренировочного сбора проводится тест по определению зон относительной интенсивности на лыжероллерах, дистанция 5км.:

  • Разминка 30 мин. (передвижение на л/роллерах, общая и специальная гимнастика)
  • 1 круг со скоростью 2 зоны относительной интенсивности ( лактат +- 2-3 ммоль обычное тренировочное передвижение) на финише фиксируется: — время прохождения круга, — три пульса за 10 сек., а именно финиш 0-10 сек.; 30-40сек.; 60-70 сек. -лактат (через минуту — полторы после финиша) — Между рабочими кругами 10 минут восстановительное передвижение
  • 2 круг со скоростью 3А зоны относительной интенсивности (лактат 4-6 ммоль смешанная зона с аэробной направленностью) Повторение всех процедур. — 10 минут восстановительное передвижение
  • 3 круг со скоростью 3В зоны относительной интенсивности ( лактат 6-8 ммоль смешанная зона с анаэробной направленностью) Повторение всех процедур — 10 минут восстановительное передвижение
  • 4 круг- Контрольная тренировка (максимальная реализация ) Повторение всех процедур
  • Заминка 30 мин.

Через день – восстановительно-настроечного направления- проводится «переводная» тренировка (непрерывная специфическая нагрузка — лыжероллеры (бег имитация) предельной длительности до «отказа» на уровне анаэробного порога, ориентировочно со скоростью 90% от индивидуальной максимальной скорости, показанной на контрольной тренировке, лактат 3,5-4,5 ммоль). Контроль: фиксация времени прохождения кругов, пульс, лактат по ходу тренировки. Задача этой тренировки перевести организм на новый адаптационный виток, т.е. вызываемая физическая нагрузка истощает энергетические ресурсы организма ( нарушение гомеостаза) выступает в качестве причинного условия для избыточного (сверх) восстановления и перевода организма на новый, более высокий уровень специальной работоспособности (Н.Н.Яковлев 1971; С.П. Летунов 1966; А.А. Виру 1980; А.Р. Воробьев 1977) (заставить организм работать через «не могу», выжать себя как лимон).

После «переводной» тренировки герои России Л.Лазутина, Л.Егорова и другие отмечали — «чувствуем себя героями».

Пример по объему:

  • Старые лыжероллеры: 40км (трубчатые лыжероллеры).
  • Бег с прыжковой имитацией: 30-40км (большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат).
  • Современные лыжероллеры: +/- 70км.

В подготовке биатлонистов в тестовой тренировке после каждого режима на финише проводили стрельбу лежа и стоя. «Переводную “ тренировку проводили сериями со стрельбой.

В домашний период подготовки, когда атлеты после тренировочного сбора разъезжаются по домам, в течении 6-8 дней проводятся тренировки в первой и второй зонах интенсивности, ОФП и СФП восстановительно- поддерживающего характера. Развивающие циклические тренировки ЗАПРЕЩЕНЫ !!!

После восстановительного микроцикла основная тренировочная работа проводится на учебно-тренировочном сборе.

В основе построения микроциклов лежит параллельное развитие специальной выносливости, т.е. начиная с июня месяца спортсмены проводят развивающие тренировки в специфических упражнениях в третьей и четвертой зонах относительной интенсивности (как правило это второй и пятый дни в семидневном микроцикле) в остальные дни проводятся: аэробные тренировки, совершенствование техники лыжных ходов, развитие ОФП и СФП.

Источник информации: Н.П.Лопухов, заслуженный тренер СССР и России (2015).

Lati wa ni tesiwaju.

Awọn ohun elo yii ni a pese pẹlu iranlọwọ ti olootu ita wa. Fi ipo ranṣẹ

Onkọwe ti atejade Sergey Ivanov

Awọn ipo aifọwọyi ko tẹlẹ. Awọn eniyan wa ti ko fẹ lati wa ọna kan jade.

Fi ọrọìwòye kun

Как долго мы набираем и теряем спортивную форму?

Idagbasoke ifarada pataki ti skiers-racers ati biathlonists apakan ti 2

Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков и биатлонистов: Часть 2